Ученые выяснили, как ожирение способствует увеличению риска развития рака молочной железы

Международной группе исследователей удалось получить ответ на вопрос, почему рак молочной железы наиболее часто развивается у женщин, страдающих ожирением.

Современная статистика неутешительна: считается, что до 20% смертельных случаев от онкологических заболеваний сегодня могут быть связаны с ожирением. Например, установлено, что у женщин, страдающих избыточным весом, риск рака молочной железы серьезно повышается после менопаузы, и прогноз выживаемости у них хуже, независимо от возраста. Однако, почему это происходит, до сих пор неясно - механизмы этой взаимосвязи до сих пор не установлены.

В ходе нового исследования ученые выяснили, что перитуморальный жир (жир окружающий опухоль) способствует распространению и инвазии раковых стволовых клеток, которые отвечают за возникновение и рост опухоли. Количество раковых стволовых клеток, содержащихся в опухолях, не очень велико, но они, главным образом, отвечают за процесс метастазирования (распространение злокачественных клеток в ткани и органы). Причем обычные методы лечения (химиотерапия, лучевая терапия) для них неэффективны. Часто, после курса терапии, у пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями, происходит рецидив.

Известно, что при ожирении в организме может развиваться «местное» воспаление, из-за чего нарушается процесс созревания адипоцитов (клеток, образующих жировую ткань). Ученые провели исследование на мышах, в процессе которого оценивали, какой эффект оказывает сокультивирование (совместное культивирование двух или нескольких клеточных линий) адипоцитов с клетками рака молочной железы на агрессивность опухоли, ее метастатический потенциал и способность локальной инвазии (проникновения).

Результаты показали, что взаимодействие между опухолевыми клетками и незрелыми адипоцитами в окружении опухоли на первой стадии развития рака молочной железы увеличило секрецию цитокинов (противовоспалительных белков). Ученые считают, что именно цитокины активно влияют на деятельность раковых стволовых клеток и развитие процесса метастазирования. Во всяком случае, продолжительное сокультивирование опухолевых клеток с незрелыми адипоцитами или цитокинами у мышей пропорционально увеличило долю раковых стволовых клеток, а также злокачественных клеток в крови и повысило метастатический потенциал опухоли. Вместе с этим ученым удалось установить, что SRC-киназа-ингибиторы способны уменьшить выработку в организме цитокинов и раковых стволовых клеток.

Таким образом, получены новые данные, которые объясняют, как ожирение способствует увеличению риска смерти от рака молочной железы. Кроме того, у ученых появилось новое доклиническое обоснование для изучения воздействия SRC-ингибиторов на пациентов с диагнозом рак молочной железы.