Ученые выяснили, как активировать процесс гибели раковых клеток

Апоптоз или запрограммированная гибель клеток - естественный процесс, который происходит на протяжении всей нашей жизни. Ежедневно в организме взрослого человека в результате апоптоза погибает около 50-70 миллиардов клеток, а затем в результате пролиферации (деления) образуются новые. Нарушение процессов запрограммированной гибели клеток может приводить к развитию раковых, аутоиммунных и нейродегенеративных заболеваний - так злокачественные клетки быстро растут и распространяются, а иммунные вместо того, чтобы защищать организм, «атакуют». Поэтому ученые постоянно проводят исследования, пытаясь выяснить, что может препятствовать этому естественному процессу, и как применение знаний о программируемой клеточной смерти может помочь в терапии онкологических и других серьезных заболеваний, в том числе при лечении рака молочной железы.

Австралийские исследователи разработали новый способ запуска процесса апоптоза в том случае, если он прекратился. Им удалось активировать ключевой апоптический белок Bak, который в здоровых клетках инертен, но в тех случаях, когда клетка получает сигнал умереть, он и становится тем самым «разрушителем», приводящим к ее гибели. Ученые разработали антитела, которые связываются с Bak и активируют его, таким образом, у исследователей появилась возможность для создания препарата, который мог бы «перезапускать» процесс апоптоза. В перспективе такое лекарство можно будет сочетать с другими препаратами такого же, направленного, действия.

Результаты работы австралийских ученых опубликованы в издании Nature Communications.

Автор:  Алена Амеличева, г.Москва