Ученые разрабатывают новый прогностический метод для оценки прогрессирования и ответа на лечение рака яичников

Новые данные, которые получили ученые из Кембриджского института исследования рака (Великобритания) о присутствии специфических фрагментов ДНК в крови пациентов с диагнозом рак яичников, в будущем помогут создать прогностический инструмент, основанный на анализе крови. Предположительно, он даст ответ на вопрос как будет развиваться заболевание и позволит точно определять размер опухоли.

По статистике, в США и Европе более 70% случаев самой агрессивной формы заболевания - серозного рака яичников - выявляются только на поздней стадии, поскольку методов ранней диагностики до сих пор не существует. И это только одна сторона проблемы. В ходе лечения врачам очень сложно установить, как опухоль будет развиваться и реагировать на определенные препараты.

Сегодня лечение серозного рака яичников и прогноз развития заболевания проводятся на основании данных, полученных при измерении уровня белка CA-125 в крови пациента. Однако он может не измениться даже после 1-2 курсов лечения, поэтому результаты терапии сложно интерпретировать. Кроме того, белок CA-125 может присутствовать и в здоровой ткани, что также затрудняет анализ.

Английские ученые решили исследовать активность другой циркулирующей молекулы ДНК опухоли рака яичников (ctDNA), которую в перспективе можно использовать как биомаркер заболевания. Короткие участки этого генетического кода остаются в крови, когда опухолевые клетки умирают. CtDNA изучается уже более 20 лет, но использование молекулы в качестве прогностического инструмента ранее не представлялось возможным.

Исследователи сосредоточились на определенных молекулах ctDNA, которые являются носителями мутаций гена TP53. Именно эти мутации обнаруживаются у 99% пациентов с диагнозом серозный рак яичников. Ученые взяли 318 образцов крови у 40 пациентов до, во время и после лечения. Наряду с этим им проводилась компьютерная томография (КТ) - для получения информации о развитии опухоли и прогрессирования заболевания. Исследователи выяснили, что уровни мутировавшего TP53 в ctDNA (TP53MAF) коррелируют с объемом опухоли (по сравнению с данными КТ) и временем до прогрессирования заболевания.

Что это дает? Анализ TP53MAF занимает гораздо меньше времени по сравнению с анализом CA-125 (84 дня против 37 дней). Также были получены данные о том, что у пациентов, которые проходили лечение по поводу рецидива, снижение уровня TP53MAF более чем на 60% было связано с увеличением времени до прогрессирования заболевания, то есть, коррелировало с улучшением результатов лечения.

Полученные результаты имеют большой клинический потенциал. ctDNA легко обнаруживается в плазме крови, а стоимость такого теста достаточно низкая. Информация, которую можно будет получить, благодаря простому анализу, обеспечит возможность врачам и пациентам возможность проверить эффективность альтернативных вариантов лечения. Впереди - широкомасштабные исследования для подтверждения полученных результатов.

Автор:  Алена Амеличева, г.Москва