Соединение, обнаруженное в перце чили, может помочь при лечении трижды негативного рака молочной железы

Благодаря исследованиям ученых-генетиков, рак молочной железы давно классифицирован по подтипам. Известно, какие из них лучше всего поддаются лечению с помощью определенных видов терапии, постоянно разрабатываются новые, более эффективные методы, а статистика показывает ежегодное улучшение показателей безрецидивной и общей выживаемости пациентов с РМЖ. Однако среди подтипов рака молочной железы особо выделяют наиболее агрессивную форму заболевания - трижды негативную. В этом случае серьезно ограничен выбор методов лечения - по причине невосприимчивости опухоли к направленной терапии гормональными препаратами. Положительных результатов здесь можно добиться только при применении химиотерапии, однако процент пациентов, которые демонстрируют устойчивость к лечению, достаточно высокий. Конечно, при этом поиск оптимального метода терапии этого подтипа РМЖ продолжается. Например, летом прошлого года ученым удалось подтвердить эффективность комбинированного подхода - химиотерапия, андрогенотерапия, витамин D. А совсем недавно немецкие исследователи выяснили, что соединение, содержащееся в перце чили, замедляет рост и распространение клеток трижды негативного РМЖ.

Ученые из Рурского университета в Бохуме (Германия) изучали воздействие специфических молекул перца чили (капсаицин) на культивированные в лаборатории клетки этой особенно агрессивной формы рака молочной железы. На ее клеточной модели (SUM149PT) они проверили взаимосвязь, ранее выявленную при воздействии капсаицина на клетки других видов рака (рака толстой кишки и рака поджелудочной железы). Было установлено, что рецептор-управляемые катионные каналы (т. н. TRP-каналы), которые располагаются в плазматической мембране многих типов клеток и являются своего рода медиаторами различных ощущений, которые испытывает человек (боль, холод, жар, вкус), также влияют на рост клеток рака, замедляя (ингибируя) их рост и развитие. Один из них - обонятельный рецептор TRPV1, как выяснилось, имеет ярко выраженную экспрессию в ткани рака молочной железы.

Немецкие ученые выяснили, что рецептор TRPV1 активируется при воздействии капсаицина, в результате чего многие клетки трижды негативного рака молочной железы погибают, а движение выживших клеток замедляется, соответственно, снижается и их способность к распространению (метастазированию). Авторы исследования отмечают, что употребление капсаициана в составе продуктов (например, перца чили), скорее всего, не будет иметь ожидаемого эффекта для пациентов с этой формой заболевания. Тем не менее - полагают немецкие ученые - включение специфических молекул жгучей пряности в состав лекарственных препаратов может усилить положительный эффект при лечении одного из самых агрессивных подтипов РМЖ.